ШБ 1.8.25
випадах санту тах шашват
татра татра джагад-гуро
бхавато даршанам йат сйад
апунар бхава-даршанам
випадах — бедствия; санту — пусть будут; тах — все; шашват — вновь и вновь; татра — там; татра — и там; джагат-гуро — о Господь вселенной; бхаватах — Тебя; даршанам — встречая; йат — то, что; сйат — есть; апунах — никогда более; бхава-даршанам — не видя повторение рождения и смерти.
Пусть эти беды повторяются вновь и вновь, чтобы мы могли вновь и вновь видеть Тебя, ибо видеть Тебя — значит не видеть больше круговорота рождения и смерти.
РАЗМЫШЛЕНИЯ: Трудности — неотъемлемая и важная составляющая жизни в этом мире. Ведь именно благодаря испытаниям и трудностям весь мир растет и прогрессирует. Не было бы трудностей, не было бы и роста. Рост означает движение вверх, а идти вверх не всегда просто. Здесь нужно признать, что каждая ступенька, ведущая вверх, является опорой для нашего восхождения. Если в нашей жизни есть эти ступеньки, если в ней есть вызовы, препятствия и конкуренция — значит Кришна не забывает о нас. Это значит, что Господь все еще заинтересован в нашем развитии и ищет встречи с нами. Именно по этой причине этот мир соткан и сплетен из трудностей и вызовов.
Кришна не просто создал этот мир-лабиринт. Он создал сотни и тысячи выходов из него. Конечно, настоящий выход находится в нашем сознании. Но наша ложная самооценка держит эту дверь в тайне за семью печатями. Вот почему Господь вплетает в нашу жизнь различные трудности, чтобы пробудить в нас должное настроение. Эти испытания и есть выходы из этого мира, если ими правильно воспользоваться. Наша беда в том, что мы ходим кругами мимо этих выходов.
Миллионы воплощений мы всем своим существом избегаем освобождения из этого мира. Здесь царица Кунти указывает на эту величайшую иллюзию, которая снова и снова сбивает нас с толку. Этот самообман есть наше горячее стремление к комфорту и нежелание достойно встречать вызовы судьбы и учиться у них. Мы всей своей душой отвергаем препятствия, не догадываясь, что в них кроется секрет нашего освобождения. Ведь трудности являются «туннелями», ведущими нас в измерение реальности. Они призваны освободить наш разум от иллюзии ложной защищенности и переместить его в измерение истины.
Истина связывает нас с внутренней, абсолютной защищенностью. И эту тайну здесь нам раскрывает царица Кунти. Она просит нас изменить свое отношения к трудностям и препятствиям. Нам необходимо начать рассматривать их позитивно, как ступеньки, без которых невозможен рост нашего сознания. Нужно освободить свое сознание от ложных страхов и позволить ему дотронуться до своего источника. Кунти деви хочет, чтобы мы научились принимать трудности и испытания «поводырями» своего разума в этом мире. Ведь они отрезвляют наш разум, который пытается заигрывать с иллюзорной энергией Господа.
«Полюби трудности!» — сказано громко. Как же нам это сделать? Дело в том, что подниматься в вверх и расти всегда непросто. Без вызовов и испытаний рост невозможен. Назовите хоть один пример, когда кто-либо или что-либо смогло вырасти без боли и преодоления препятствий. Ведь именно в трудностях и испытаниях содержатся семена прогресса и роста. Без них полноценный рост невозможен.
Например, дерево, выращенное в тепличных условиях, растет слабым и его плоды будут неполноценными. В них не будет необходимых элементов, получаемых в естественной среде. Такое дерево, оказавшись в не тепличных условиях, не сможет противостоять жизненным вызовам и погибнет. С другой стороны, дерево, растущее под открытым небом, закаленное холодными ветрами, дождями, жаркими лучами Солнца, растет сильным и здоровым. Его плоды полны всех жизненных энергий и полезны во всех отношениях. Такое дерево приобрело все свои качества, взаимодействуя и сотрудничая с реальным миром.
Подобно этому, если нам хочется духовного роста, наша практика не должна быть оторванной от реальности. Не связанная с реальной жизнью практика подобна мертворожденному младенцу. Такое дитя никогда не вырастет и не будет нас радовать своим смехом и играми. Вот почему наша садхана нуждается в тесном взаимодействии с этим миром. Только такая садхана будет живой и сможет привести к реальным плодам.
Суть в том, что трудности этого мира должны очистить нашу практику, пробудив в нас реальную зависимость от Кришны. Воображаемая, наигранная преданность подобна бесплодной женщине. Нельзя спрятаться от окружающей нас реальности и получить доступ к Истине. Истина не может родиться от иллюзии. Она рождается в процессе взаимодействия с волей Господа. Связь с волей Шри Кришны оплодотворяет и питает нашу веру. Его сладкая воля проявляется для нас через окружающую нас реальность. Пусть это реальность пока относительная, но попасть в абсолютную реальность, минуя ту, которая нас окружает, невозможно. Вывод из сказанного выше таков: Мы должны видеть в трудностях этого мира уроки для нашего духовного роста. Необходимо не просто ценить эти уроки, но и видеть в них наше взаимодействие с волей Кришны. Нам нужно начать сотрудничать с волей Бога, которая проявляется через священные писания и окружающий нас мир.
Мы можем спросить: «Что за сила тянет нас к беспечной жизни и толкает прятаться от воли Всевышнего? Почему следование своим прихотям кажется нам слаще и желанней?» Это сила не что иное, как влечение, возникающее между нашими чувствами и объектами чувственных наслаждений. Этот бурный поток гравитации удерживает нас на орбите ложной самооценки. Вот почему подниматься наверх всегда тяжелый труд, тогда как скатываться вниз необычайно легко.
Сила гравитации чувств и ума тянет нас вниз. Чтобы начать движение вниз, нужно просто отпустить разум и расслабиться — материальные чувства и ум спонтанно потянут нас к дешевому комфорту. При этом нужно знать, что у чувств отсутствует чувство меры. Конечно, время от времени разум нажимает на «паузу», чтобы дать чувствам передохнуть. Но затем неминуемо начнется движение вниз. Также следует знать, что в этом мире существует либо движение вверх, либо вниз. Поэтому нажать на «тормоза» разума означает начать свое восхождение вверх.
Каждый из нас должен и обязан начать свой путь вверх. Но знайте, что наш ум будет всеми правдами и неправдами избегать подобного движения. И поскольку двигаться вниз всегда легче и предпочтительней, чувства и ум с незапамятных времен сбрасывают нас в лабиринт самсары. Это то, с чем сталкивается каждый искатель Истины. Вот почему Кунти деви призывает нас быть всегда начеку. Мудрая царица косвенно утверждает, что если в нашей жизни нет вызовов, если в ней всё хорошо и спокойно, это означает, что мы уже летим вниз. Значит мы снова сбились с пути и желаем оставаться в иллюзии. Ведь в умеренной, спокойной жизни наш разум расслабляется и засыпает крепким сном. Мы даже не заметим, что начали скатываться вниз.
Запомните: иллюзия всегда подкрадывается незаметно, как вор в ночи или как сон во время невнимательной медитации. Опытный вор во время кражи не издает лишнего шума. Он боится разбудить хозяйскую собаку и соблюдает абсолютную тишину. Точно так же, иллюзия входит в наше сознание, создав «тишину» материального комфорта. Даже само стремление к комфорту уже усыпляет наш разум. И когда в объятиях материального благосостояния наш разум глубоко засыпает, вор иллюзии обкрадывает нас до ниточки.
Иллюзия — матёрый вор, а опытный вор не разменивается на мелочи. Он берет лишь самое дорогое. Так же и иллюзия крадет у нас самое дорогое — наше истинное «я». «Я», которое свободно от притворств и самообмана. «Я», которое хочет зависеть только от любви Господа. Так, потеряв настроение зависимости, мы теряем Господа, а с Ним и все качества души.
Но к нашему великому счастью, иллюзия не способна отнять у нас Истину. Она может лишь спрятать ее от нас. И только до того времени, пока мы не захотим возвратиться в себя. Лишь до тех пор, пока мы не захотим признать свою зависимую от Господа природу. Вот почему Кришна не позволяет нам затеряться в грезах независимости и посылает в нашу жизнь, одно за другим, трудности и испытания. Господь посылает нам трудности, чтобы наш разум запаниковал и начал звать своего хозяина. Господь хочет, чтобы мы вспомнили свое зависимое от Него положение. Он хочет, чтобы мы вспомнили свое изначальное настроение слуги! Шри Кришна хочет, чтобы все наши духовные сокровища остались при нас!
Так трудности пробуждают наш разум, заставляя нас думать и искать способы их преодоления. Они помогают нашему сознанию выжить в этом мире иллюзии. Например, мать жирафа, родив свое дитя, начинает пинать его своими копытцами. Она хочет, чтобы ее дитя быстрее встало и начало самостоятельно ходить. В противном случае, она не сможет его защитить от хищников. Так же и Кришна, пробудив в нас веру, посылает нам испытания, чтобы мы поднялись и начали жить, опираясь на свои духовные качества. Иначе невежество и иллюзия проглотят наше сознание.
Этот мир кишит знаниями различных учителей и учений, которые предлагают нам тысячи ложных отождествлений. Эти ложные отождествления и есть прожорливые хищники, которые съедают с потрохами нашу истинную природу. Таким образом, вызовы не только включают наш разум, но и способны пробудить в нас духовные силы. Трудности заставляют нас взаимодействовать, сотрудничать и зависеть от своего окружения — зависеть от воли Господа.
Царица Кунти просит Кришну, чтобы Он посылал ей всё новые и новые испытания. Она рассматривает их как благословения. Кто-то может спросить: «Неужели трудности сами по себе способствуют нашему духовному росту?» Конечно, нет. Не всё так просто. Если, встречаясь с вызовами и трудностями, мы будем продолжать искать и желать для себя комфорта, то мы не сможем извлечь из этого духовную пользу. Трудности должны подтолкнуть нас к поиску прибежища в чем-то более возвышенном и глубоком. Богатство, положение, мирская дружба еще никого не защитили от беспокойного ума и страха смерти. Но если в моменты испытаний человек принимает прибежище у Кришны и Его воли, его сознание перемещается в пространство шаранагати. В пространство абсолютной защищенности. Здесь наше сознание поднимается над бушующим океаном чувств и ума. Но для того, чтобы попасть в это измерение реальности, нам нужен проводник. Вот почему Господь распространяет в этом мире «Шримад Бхагаватам» и «Бхагавад-Гиту», которые являются проводниками, картами, указывающими путь к нашему истинному «я». Так наше пробуждение от иллюзий начинается со встречи с садху и шастрами.
Мало обладать авторитетной картой, нужен также человек, который способен ее читать. Желая пролить на нас Свою милость, Кришна принимает форму преданных и их наставлений. Господь вначале «обнимает» нас через Своих преданных и трансцендентное знание. Но готовы ли мы раскрыть свои объятия навстречу к Нему? Готовы ли мы открыть свое сердце навстречу преданным и духовному знанию?
К сожалению, нам не всегда хватает доверия. Не всегда получается принять волю Господа и впустить духовное знание в свое сердце. Мы по старой привычке избегаем трудностей и защищаемся. Ведь самое трудное испытание для нас — это доверительные отношения с носителями Истины. Ложная самооценка, или лицемерие, всегда боится подобных отношений.
Лицемерие всегда избегает близких отношений. Всё же настоящее знание рождается только в бескорыстных, открытых отношениях. Тогда как академическое знание поверхностно и не меняет наше сердце. Оно способно изменить нашу внешнюю роль в этом мире, но не более. Тогда как настоящая жизнь протекает в глубине нашей сущности. Но попасть в эту область сердца можно, если нас туда проведет тот, кто познал истину. Тот, кто установил или устанавливает связь со своим источником. Для этого мы и должны впустить в свое сердце преданных Господа. Нужно по-настоящему начать зависеть от них. Да, сказать легко, но сделать это непросто. Почему? Потому что ум и чувства будут удерживать наше внимание на поверхности сознания, в измерении ложной независимости.
Теория независимости живет только в уме, и она воображаема. В уме нет истинной жизни. Там есть только воображаемая жизнь, воображаемый успех, воображаемая защищенность и воображаемый духовный рост. Поэтому, давайте последуем совету великой царицы Кунти. Перестанем искать защиту во внешнем мире, в пространстве ложной независимости. Истина всегда прячется в глубине нашего сознания, и путь к ней лежит через принятия воли Кришны и Его преданных.
Истина приходит к нам в форме преданных и окружающей нас реальности. Нам необходимо просто перестать сопротивляться и защищаться от нее. Шаранагати — это настроение ученика, который учится взаимодействовать с окружающей его реальностью. Чтобы хорошо учиться, мы должны перестать сопротивляться и прятаться от уроков жизни. Истинный ученик должен полюбить школу жизни, принимая с великой благодарностью испытания и трудности. Мы должны полюбить преданных и их наставления. Нужно впустить их в свое сердце. Ведь подлинная жизнь протекает только в измерении полной зависимости и в настроении служения.
Царица Кунти не желает гоняться за мнимым счастьем и внешним прогрессом. Она поняла, что счастье души — в зависимости от ее источника. Это счастье не нужно искать. Его нужно просто впустить в себя через полную зависимость от Кришны и Его преданных. И если трудности и испытания внезапно постучатся в ваши двери, не нужно бояться и ругаться на них. Ведь это Сам Кришна стучится в двери вашего сердца. Он это делает с незапамятных времен. Кришна смиренно ждет встречи с нами на лестничной площадке нашего сердца. Тук-тук, тук-тук. «Это снова Я, Кришна! Я всё еще не забыл тебя и ищу с встречи с тобой!» Тук-тук, тук-тук. «Открой двери. У Меня есть для тебя важное, тайное послание». Кришна не теряет надежды и терпеливо ждет нашего решения. У Него есть план — Он хочет одарить нас Своей милостью. А это значит, что нам нет смысла робеть. Нужно смело отворить свое сердце и впустить туда свое долгожданное счастье!
Во Вриндаване наступает рассвет. Солнечные лучи стучатся во все двери и окна Враджа. Вриндаван радуется новому дню и открывает свои объятия новым приключениям. Во Вриндаване нет закрытых дверей и нет закрытых сердец. Поэтому сегодня Вриндаван ожидает нескончаемый поток ярких переживаний счастья и радости. Шри Говинда терпеливо ждал этого дня. У Него на этот день есть удивительный план — Он хочет одарить Своих преданных особой милостью!
Пусть же и наше сердце, открытое настроением шаранагати, станет частью вечного Вриндавана. Вриндавна, где нет круговорота рождения и смерти. Вриндавана, где мы сможем лицезреть игры Божественной четы Шри Шри Радха-Говинды!!!
Даяван дас