БГ 2.65
прасаде сарва-духкханам
ханир асйопаджайате
прасанна-четасо хй ашу
буддхих парйаватиштхате
прасаде — благодаря беспричинной милости Господа; сарва — всех; духкханам— материальных страданий; ханир — уничтожение; асйа — его; упаджайате — происходит; прасанна-четасах — того, чей ум удовлетворен; хи — безусловно; ашу — очень скоро; буддхих — разум; пари — достаточно; аватиштхате — утверждается.
Для того, кто, идя этим путем, обрел удовлетворение (в сознании Кришны), уже не существует тройственных страданий. Благодаря этому удовлетворению разум человека быстро становится устойчивым.
РАЗМЫШЛЕНИЕ:
Устойчивость и стабильность всегда следуют за удовлетворенностью. Неудовлетворенность — причина всех падений. Ведь неудовлетворенный своим положением человек легко жертвует настоящим ради мнимого и воображаемого будущего. Так неудовлетворенность отрицает и отвергает настоящее. Если мы будем не удовлетворены своим положением в духовной жизни, ум перенесет все наши ожидания от практики на будущее. Так ум обесточит нашу решимость в настоящем времени.
Когда мы не живем духовной жизнью в настоящем, мы теряем с ней связь. Тогда мы начинаем грезить о духовном светлом будущем, и в нас формируется ложная концепция: «Принести свою настоящую жизнь в жертву будущей вечной жизни». Так мы попросту списываем свою жизнь как расходный материал в пользу «будущего счастья». И наша неудовлетворенность разрушает настоящее.
Но разве духовность должна разрушать нашу теперешнюю жизнь? Никто, конечно, не отрицает, что духовность призвана разрушать иллюзию. Но наше тело, ум, материальный мир, общество и близкие нам люди не иллюзорны. Несомненно, эти вещи и отношения временны. Но они реально существуют, и игнорировать их ошибочно и глупо. Мудрецы советуют, что тело и ум нужно занимать в служении Истине в реальном времени. Нам крайне необходимо обрести понимание, что духовная энергия созидает, а не разрушает. Она призвана превратить наше сердце в духовный островок, где царит атмосфера вечного праздника.
Великие риши говорят, что духовность должна привнести в нашу жизнь безграничную гамму светлых эмоций. Но материальное эго обязательно попытается облачить духовность в черно-серые одеяния ложной отрешенности и скорби. Ложное эго воспримет духовную жизнь как жертву ради неземного светлого будущего. Для нее (аханкары) важно добиваться успеха во всем благодаря своим личным жертвам и заслугам. Но духовная жизнь не может состоять из наших заслуг и жертв. Она вся от начала и до конца соткана из беспричинной милости Господа.
Ощущение присутствия милости Господа в нашей жизни вызывает внутреннее восхищение и благодарность. Милость Господа всегда сопровождается глубокой удовлетворенностью. Ведь духовная жизнь — это деятельность (садхана), посвященная удовлетворению Шри Кришны. И если Господь доволен нами здесь и сейчас, то наша жизнь тут же становится совершенной.
Например. Ухаживая за посаженными нами саженцами, мы ежедневно радуемся их росту. Их рост наполняет нас энтузиазмом и радостью. И когда придет время, мы еще насладимся их плодами. Весь этот процесс наполнен для нас позитивными переживаниями. Так же Господь ожидает от нас подобного отношения к духовной жизни. Он хочет, чтобы каждый день нашей духовной жизни был самодостаточным. Был наполнен благодарностью и радостью. Кришна хочет, чтобы мы ценили то, что у нас есть в настоящем. Чтобы мы были удовлетворены этим. Согласитесь, что предлагать Господу ненужную нам вещь неуважительно. Правильно будет предложить Ему то, что ценно для нас. Поэтому мы должны ценить свою жизнь, тело, ум, собственность и предлагать это Господу, занимая всё в служении Ему.
Отрицать настоящее и жить только ради будущего — это грубейшая ошибка. Подобная неудовлетворенность генерируется нашей ложной самооценкой. Оценкой себя как независимого деятеля, ответственного за все результаты. Мы не должны приносить настоящее в жертву будущему. Ведь реальность может иметь место только в настоящем. Прошлое и будущее находятся лишь в нашем уме, и мы не можем дотронуться до них в реальном времени. Вот почему садхана не должна совершаться ради будущего ценой пренебрежения настоящим.
Садхана призвана приносить удовлетворение Кришне — здесь и сейчас. Только тогда она не воображаемая, а настоящая. Ведь Господь живет в бесконечном настоящем. Поэтому духовный опыт можно пережить только в настоящем времени. Его нельзя пережить в своем воображении. Ведь мы можем дотронуться до чего-либо только в настоящем моменте. Шанс дается нам только в настоящем, поскольку жизнь течет только в реальном времени. Говорится, что в одну реку нельзя войти дважды. Но в реке жизни можно пребывать вечно. Нужно только научиться служить Источнику жизни здесь и сейчас.
Когда мы начинаем ценить жизнь и занимать ее в служении Господу в реальном времени, мы попадаем в реку жизни, которая несет нас к океану вечного блаженства. Такая живая садхана приводит к живой связи с Источником жизни — она приносит душе полное удовлетворение. Внутренняя удовлетворенность — это милость Господа. Удовлетворенность стаскивает с нашего сознания покрывало тройственных страданий. Под этим покрывалом спряталась наша зрелость и стабильность. Это и есть настоящая духовная жизнь, которая перемещает нас в пространство вечного Вриндавана.
Вриндаван — это место, где не существует прошлого и будущего. Место, где эфир соткан из вечности, знания и блаженства. Где дуют ветра удовлетворенности и текут живые реки жизни. Сосредоточив свои усилия в реальном времени в служении, мы можем почувствовать, как этот прохладный ветерок удовлетворенности сквозит в глубине нашего «я». Этот ветерок остужает своей нежной прохладой все страдания нашей души. Подобный опыт можно ощутить только по милости Господа. Такие переживания обладают безграничным могуществом. Они подобны весеннему солнцу, которое пробуждает от зимнего сна весь растительный мир планеты.
Милость Господа пробуждает ото сна иллюзий все аспекты нашего сознания. Рост сознания — это исцеление и пробуждение наших чистых мыслей, желаний и эмоций. Согласитесь, что исцеление — всегда радостный процесс. По мере выздоровления в больном пробуждается здоровый аппетит, просыпается желание встать с постели и начать активную жизнь. В нем пробуждается вдохновение к жизни. Просыпается творческая энергия. Так же и в духовной жизни: духовное исцеление поднимает нас с постели безверия и открывает перед нами удивительно прекрасный мир.
Духовная энергия пробуждает в нас творческую энергию души. Вся вселенная превращается для нас в пространство для творческого служения. Получивший милость Господа начинает ценить настоящее в форме своего тела, окружения, этого мира, общества. Он дорожит всем этим, поскольку рассматривает всё как возможность использовать это в служении Кришне. Теперь семья, работа, окружение — всё нуждается в его служении. Ему нужно успеть украсить все аспекты этой жизни разноцветными красками мудрости, бескорыстия, благожелательности, терпения, прощения и заботы.
Он понимает, что Кришна не нуждается в нашей воображаемой бездеятельной медитации или отречении. Господь ждет от нас активных действий в реальном времени и пространстве. Говорится, что человеческая жизнь будет напрасной, если мы не успеем до ее конца дотронуться до Истины. Но ежедневно обращаясь к Господу через реальное служение, мы можем начать свой путь к Истине. Мы можем оседлать реку вечной жизни на корабле юкта-вайрагьи и отправиться в царство вечной Истины.
Так подлинная духовность способна превратить нашу жизнь в вечный праздник души. Жизнь, в которой нет места ложным ожиданиям и сожалениям о прошлом. Жизнь, где мы живем в измерении вечности, знания и блаженства!
Даяван дас
1 комментарий
Харе Кришна, дорогие вайшнавы, те которые старались создать этот сайт как платформу куда
могут «приземлится» духовные истины от старших и чистых вайшнавов.
Полный восторг от духовных медитаций Даявана праху. Очень сильно понравилась медитация на тему » Трудности»!!!
Пожалуйста, продолжайте выкладывать сюда больше таких материалов от Даявана прабху! Они очень ценны для
нашего духовного роста.
Поклоны мои.
В.с. Вина Кришна дас